Шаманизм

115Исторически так сложилось, что на территории нашей страны народности, практикующие шаманизм, жили и живут на территории в Сибири. Причем они «умудрились» сохранить свою «первобытную» традицию, несмотря на все усилия церкви. Шаманизм также есть у индейцев на территории США, Африки и  в некоторых других странах.

  Шаман – камлает, входя в трансовое состояние для общения с духами природы и духами предков.  Когда кам входит в это состояние, то может путешествовать по 3 мирам: Нижнему  (темная сила обитает там), Среднему (это «наш» физический мир) и Верхнему (светлые божества). Духи сами выбирают шамана. Он переживает «шаманскую болезнь» (чрезвычайно  сложное и тяжелое состояние, в котором он живет определенное время), в процессе которого, и происходит его обучение и посвящение от духов.

Шаманом невозможно стать, им можно только родиться, поэтому «шаманские путешествия», о которых так часто пишут современные «маги» и эзотерики, не более, чем миф.

Конечно, разные «ветви» шаманизма имеют свои особенности, связанные с географическим месторасположением, но «корни» у шаманизма все равно одни. Учитывая этот фактор, рассмотрим информацию о шаманизме на примере Алтайских шаманов.

Процесс камлания невозможен без помощи духов шамана. Духи помогают каму узнать причину болезни человека, найти правильную дорогу в Верхнем или Нижнем мире, защититься от других агрессивных духов и многое другое. По мнению алтайцев во время камлания путешествует по мирам не он сам кам, а его душа – юла – или его духи-помощники.

Алтайские шаманы имели две категории духов – духи-помощники и духи-покровители. Покровителем для шаманов могут быть и боги Эрлик, Ульгень, его сыновья, божества огня, воды, гор. Если во время камлания кам обращается к Ульгеню, то во время обряда его юла должна подняться по ступеням лестницы или священной березы подняться на небо, а если к Эрлику, то спуститься в его подземный мир.

В роли духов-помощников выступали и  духи в образе зверей или птиц, сверхъестественные существа, описание которых можно встретить в фольклоре, духи предков. Духи предков, которые при земной жизни были камами, называют тёс или тос.

Духов кам призывал перед началом камлания ударами в бубен, в котором тоже находился дух – хозяин бубна - и душа – юла – того животного, из кожи которого был сделан бубен.

Духи-защитники во время камлания облепляют кама, поэтому их называют курчу – обруч, или куjак – панцирь.

116Часть духов несли богам или духам, к которым обращался кам, животное – двойника или сосуды с жертвенными напитками.

Главным помощником шамана был умерший шаман, который наставлял молодого кама и помогал ему во время камлания.

В состояние экзальтации на время камлания шамана вводят души умершие шаманов, его предков (тоси), которые вселяются в него и помогают освободить из тела двойника и охраняют его. Тоси умерших шаманов  не перемещаются в страну мертвых, а остаются на земле. После того, как шаман умер, его двойник идет к арутосу ( чистому тосю), который являлся его покровителем при жизни. Обычно это гора, на которой шаман получил свой бубен.

Еще тоси помогают шаманам в предсказаниях. Они смотрят в книгу «Сабыр Бичик» («Книга о нашептывании») и рассказывают каму о возможных событиях будущего, о магических заклинаниях и заговорах. Сами алтайцы были не грамотные, но считается, что древние духи предков камов могут читать древнетюркскую книгу гаданий.

Каждый объект окружающей природы: реки, горы, камни, птицы, животные, растения – все они имеют своего духа-хозяина, который имеет свой собственный характер и облик.

Земных духов называют кермесами, часть из которых помогают людям, а часть пытаются навредить. Их называют злыми кермесами и всячески оберегаются от них. Особенную силу злые кермесы обретают во время наступления темноты.

Одним из способов обращения к духам являются благопожелания (алкыши). Правильно сказанное слово имеет свою силу и свою магию, а если нужные слова еще и облачены в поэтическую форму, то, скорее всего, духи не откажутся исполнить просьбу шамана.

Количество духов-помощников у камов не одинаковое. У сильных шаманов их может быть десять – двенадцать, а у слабых – один-два.

Хотя вся жизнь шамана связана с общением с духами, это не значит, что он просто верит в них или поклоняется им. Алтайские камы взаимодействуют, контактируют и общаются с ними, и именно это является основой алтайского шаманизма.

Автор Татьяна Bleiza

Comments:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях.

Обратная связь

Email:
Тема:
Текст:
Антиспам: как называется наша планета?