Берёза

        DSC01954 Берёза играла и играет до сих пор очень важную мифологическую роль у многих народов. Берёза одной из первых распускает листья весной и в её честь у славянских народов март и апрель назывались березозолом, березнем, бржезнем.

         В Скандинавии с момента распускания берёзовых листьев начинался сев зерна. Название берёзы (Бьёрк) даже стало основой скандинавских фамилий.

           В первых числах мая в Западной Европе отмечали праздник Бельтайн, во время которого украшали «Майское дерево» - берёзку. 

          

  Восточные славяне во время Русальной Недели перед летним солнцестоянием срубали в лесу молодую берёзку, наряжали её в женское платье, украшали лентами и лоскутами ткани, ставили в дом, чествовали, а затем с обрядовыми песнями на Купалу топили в реке. Этим обрядом они призывали дождь, чтобы предотвратить засуху.

            Ещё одним купальским обрядом с участием берёзы было «кумление». Девушки шли в лес с дарами (пироги, яйца варёные или жареные), клали их под берёзку, привязывали к веткам ленты, плели венки из берёзовых веток, через которые целовались и обменивались вещами (украшениями или платками). После этого называли друг дружку «кумой».

            Не менее обрядовой и священной была берёза и у азиатских народов. Берёза считалась одним из воплощений богини Умай – покровительнице детей и рожаниц.

            У хакасов для почитания родовых  тосей (духов) ткали холст, в центре которого были изображены муж, жена и их ребёнок. По бокам от них были изображены два дерева – справа берёза (корнями вверх), слева пихта (корнями вниз).  Каждое новолуние в дар духам к холсту подносили молоко белой коровы, обрызгивали его аракой и воскуривали перед ним ирбек.

            У тюрков берёза имела связь с верховным божеством Тенгри.

            Алтайские шаманы вкапывали в центре своей юрты берёзку, которая символизировала Мировое Дерево, по которому шаман поднимался в верхний мир или опускался в Нижний.

Во время войн и нападений врагов алтайские женщины оставляли своих детей под берёзами, чтобы берёзы оберегали их и поили своим целебным прозрачным соком.

            Телеуты весной украшали растущие около жилищ берёзки ленточками в честь бога Ульгеня. Для чествования духов телеуты устанавливали сом – ряд молодых берёз, к которым привязывались ленты. Белые ленты посвящались Луне, красные – Огню, синие – Небу. Кроме этого, сом окропляли молоком.

            Буряты считали, что берёза защищает от злых духов и сглаза, поэтому втыкали её у жилища, где рождался ребёнок.

Comments:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях.

Обратная связь

Email:
Тема:
Текст:
Антиспам: как называется наша планета?